В ПГУ первыми в России разработали способ оценки приверженности ЗОЖ для школьников и создали компьютерную игру «Лабиринты»30.05.2025 14:37
В настоящее время оценить свою приверженность здоровому образу жизни (ЗОЖ) в России могут люди, достигшие совершеннолетнего возраста (18 лет). Для этого все желающие могут рассчитать свой Индекс приверженности ЗОЖ (Health Behavior Index). Он включает в себя такие показатели, как регулярная физическая активность, здоровое питание, отказ от вредных привычек и профилактика заболеваний. Специального инструментария, ориентированного на детей, не существует. В Пензенском государственном университете научному коллективу — д-р мед. наук, профессор кафедры «Гигиена, общественное здоровье и здравоохранение» Валерий Васильев, ассистент кафедры «Общая биология и биохимия», главный специалист Института регионального развития Пензенской области Евгений Васильев, студент Медицинского института Илья Белов — первому в России удалось разработать такой инструментарий для школьников 5–11-х классов. Метод (способ) включает комплексную оценку шести компонентов образа жизни: физическую нагрузку средней и тяжелой интенсивности, преимущественно с аэробной нагрузкой, продолжительность проведения времени за экранами гаджетов, ежедневное потребление овощей и фруктов, продолжительность сна, отсутствие вредных привычек (курение и употребление алкоголя). Их выявил опрос, проведенный среди школьников 5–11-х классов и их родителей, учителей, медицинских работников Пензы и Пензенской области. Анкетирование прошли более 3,5 тысяч человек. По данным опроса зарегистрировано четыре государственные базы данных и две программы для ЭВМ. Сбором информации занимались члены Студенческого научного кружка «Гигиена общественного здоровья и здравоохранения» Медицинского института ПГУ под руководством Евгения Васильева. «Опрашивали респондентов посредством онлайн-опросов, а также лично. В школы и медицинские учреждения мы направляли анкетные опросники. Вопросы были разнообразными. У родителей мы спрашивали, готовы ли они более усиленно формировать у детей ЗОЖ, довольны ли проводимой работой школ в этом направлении. Нам важно было услышать мнение учителей о роли школы как социального института в прививании здоровых привычек у детей», — поделился Валерий Васильев. Теперь благодаря открытию ученых ПГУ каждый школьник с 5 по 11-й класс сможет оценить свою приверженность здоровому образу жизни. Кроме того, ребята получат рекомендации по изменению или сохранению поведения. Опрос ученые предлагают респондентам (школьникам) пройти в интерактивной форме. В ПГУ создали обучающую компьютерную игру «Лабиринты». Пользователю предстоит отправиться в увлекательное путешествие по лабиринту здорового образа жизни, постепенно переходя из одного звена в другое. Игрок ответит на шесть вопросов. Они касаются повседневной жизни ребенка: его питания, физической активности, проведения досуга за экраном смартфона и других аспектов. «Ученику будет интересно проходить игру. Интерфейс игры яркий и красочный. Она привлечет внимание и пятиклассников, и учеников старших классов», — уверен Валерий Васильев.
На второй станции школьнику предстоит оценить, сколько в сутки минут или часов он тратит на гаджеты (смартфон, компьютер, телевизор и другие). «Во всем мире принято считать, если ребенок более двух часов в сутки тратит на гаджеты, можно сказать, что он ведет сидячий образ жизни. Это негативно влияет на его здоровье», — рассказал Валерий Васильев. Из-за сидячего образа жизни, начиная с малых лет, у ребенка могут возникать боли в области спины, головная боль, нарушения функции органов зрения. Ухудшается самочувствие, может возникнуть также компьютерный зрительный синдром. Он сопровождается целой комбинацией симптомов. «Детям нельзя проводить долгое время в одном положении. Время с телефоном летит незаметно, ребенок полностью погружен в гаджет. Нет динамических пауз, которые требуются для естественной потребности каждого ребенка в движении», — добавил ученый. На третьей станции игроки вспоминают свой дневной рацион. Приверженцем ЗОЖ может считать себя тот, кто каждый день потребляет овощи, фрукты, ягоды и зелень. Четвертая станция установит продолжительность сна. Сон школьника, соблюдающего ЗОЖ, должен составлять не менее 8 часов. Пятая и шестая станции входят в число самых важных. От них во многом в конечном итоге будет зависеть исход игры. Здесь школьник подтверждает или отрицает наличие вредных привычек — курения и употребления алкоголя. Пройдя весь лабиринт, игроку выдается результат о его приверженности здоровому образу жизни: высокая, приближенная к высокой, низкая, абсолютно отсутствует. Ответы на вопросы рассчитает формула в автоматическом режиме, предложенная научным коллективом ПГУ. Эти категории также были установлены и выведены благодаря проведенному опросу жителей Пензенской области. Высокий вариант приверженности увидят те, кто выполняет первые четыре пункта и не имеет вредных привычек. Приближенная к высокой отобразится у игроков, у которых нет вредных привычек, и они соблюдают три компонента ЗОЖ. При низкой приверженности также должны отсутствовать пристрастия к курению и алкоголю, а также набрано не менее двух компонентов. «Вредные пристрастия должны полностью отсутствовать. Если они имеются, то ребенок автоматически попадает под четвертый вариант, когда приверженность абсолютно отсутствует. И не важно, если он собрал все другие четыре компонента. Вредные привычки обнуляют весь результат», — сказал Валерий Васильев. После определения варианта приверженности участнику игры также даются индивидуальные рекомендации по сохранению, чаще всего — изменению поведения. «В игровой форме мы доносим до школьников, что нужно сделать, чтобы перейти в категорию выше. У ребенка появляется стимул, появляется соревновательный момент между учениками. Так мы мотивируем детей менять свои привычки», — добавил ученый. Научная группа продолжает исследование. В планах — апробировать игру в базовых школах Института регионального развития Пензенской области. На обучающую компьютерную игру также получено государственное свидетельство о регистрации программы для ЭВМ. |