Министр науки и высшего образования Валерий Фальков выступил на итоговой коллегии Минобрнауки России
Глава Минобрнауки России Валерий Фальков выступил с докладом «Об итогах деятельности Министерства науки и высшего образования Российской федерации за 2024 год» на итоговой коллегии.
По его словам, в феврале 2024 года Президент России Владимир Путин обратился с Посланием к Федеральному Собранию, сформулировав вектор развития страны на следующие шесть лет. Глава государства в том числе акцентировал внимание на месте и значении науки, а также высшей школы в решении задач социально-экономического развития страны.
«Тогда, в своем послании, Президент России Владимир Путин отметил и поддержал уже реализуемые нами проекты — «Приоритет-2030», передовые инженерные школы, масштабную программу по строительству студенческих кампусов. Эти и другие наши флагманские проекты рассчитаны на то, чтобы способствовать достижению технологического лидерства — одной из национальных целей, обозначенных главой государства», — сказал Валерий Фальков.
Отметим, что программа поддержки университетов «Приоритет-2030» и «Передовые инженерные школы» в этом году скорректированы под задачи технологического лидерства.
2024 год ознаменовался завершением нацпроекта «Наука и университеты». Минобрнауки России исполнило нацпроект на 99,9%
Одной из ключевых задач научно-технологического развития до 2024 года было вхождение России в десятку стран по объему научных исследований и разработок, и эта задача успешно выполнена, прежде всего за счет мероприятий нацпроекта «Наука и университеты».
Министр подчеркнул, что качество результатов научной деятельности напрямую зависит от условий работы ученого, наличия современного оборудования. Так, была поставлена задача к концу 2024 года не менее чем на 50% обновить приборную базу ведущих организаций — этот показатель был перевыполнен, и на конец 2024 года доля обновленной приборной базы составила порядка 60%. Данный вид поддержки продлен до 2030 года.
Многие мероприятия продолжены в новых нацпроектах, в том числе в нацпроекте «Молодежь и дети», чтобы обеспечить поддержку молодых и перспективных исследователей в рамках реализуемого Десятилетия науки и технологий.
Новеллой этого года стал запуск национальных проектов технологического лидерства, в подготовке которых команда Минобрнауки приняла самое активное участие.
Отдельно глава Минобрнауки остановился на мерах по привлечению молодежи в науку. Хорошо себя зарекомендовала программа по созданию молодежных лабораторий, которая также продлена в рамках национального проекта «Молодежь и дети». Запущен принципиально новый инструмент — стипендии Президента для аспирантов: в 2024 году победителями стали 500 аспирантов и адъюнктов, а размер стипендии составил 75 тысяч рублей ежемесячно.
Важнейшей площадкой для вовлечения молодежи в науку стал ежегодный Конгресс молодых ученых в «Сириусе» — ключевое событие Десятилетия науки и технологий.
Валерий Фальков обратил внимание на рост доступности высшего образования, сделав акцент на регионах: больше 73% бюджетных мест в прошлом и этом году распределено именно региональным вузам. Напомним, в 2020 году Президент России Владимир Путин говорил о важности наращивать доступность высшего образования, и прежде всего в регионах.
Еще одно поручение главы государства, обозначенное в майском указе «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года», касается увеличения к 2030 году численности иностранных студентов до 500 тысяч и активно прорабатывается. Сейчас в российских университетах учится 396 тысяч иностранных студентов. Минобрнауки в решении поставленной задачи учитывает не просто увеличение количества, но вместе с тем и качества иностранных студентов, их мотивированность и уровень подготовки.
Все большее значение приобретает развитие международного сотрудничества — поддержка научных коллабораций, академической мобильности. Минобрнауки России ведет активную работу с зарубежными партнерами в рамках БРИКС, ШОС, СНГ, ЕАЭС, АТЭС, развивается двустороннее сотрудничество.
В 2024 году впервые за много лет зафиксировано изменение «длинных» трендов в выборе будущей профессии – если с 2010 года исследователи фиксировали моду среди абитуриентов на IT-направления, плюс сохранялся большой интерес к профессиям из социально-экономического и гуманитарного блоков, то в прошлом году впервые совокупный прием на инженерные специальности вырос впервые на 7%. Также наблюдалось некоторое сокращение приема на социально-экономические и гуманитарные направления.
Проработан вопрос о регулировании платного приема в вузы. Изменения в законе об образовании позволят нацелить платный прием на задачи государства, не снизив при этом доступность высшего образования.
Валерий Фальков добавил, что регулирование платного приема является частью контура новой модели высшего образования, также в рамках новой модели планируется обновить государственные образовательные стандарты, изменить формат работы федеральных учебно-методических объединений (в их составе должно быть не менее половины работодателей, которые будут транслировать ожидания от системы высшего образования). Он напомнил, что переход на новую модель высшего образования осуществляется с целью повысить качество высшего образования и максимально приблизить результаты работы университетов к запросам экономики и социальной сферы.
Председатель Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова поблагодарила главу Минобрнауки за совместную проработку важных законодательных инициатив, направленных на повышение качества высшего образования, в том числе в части регулирования платного приема и целевого обучения.
«Действительно проделана огромная работа, и нам отрадно, что многие решения, проекты, законодательные инициативы мы в теснейшем взаимодействии проработали», — отметила она.
«Мы находимся в непрерывном и содержательном диалоге, и Государственная Дума всегда готова подставить плечо Министерству. Важно понимать, что у нас общая стратегическая задача, которую можно решить только сообща, – чтобы последовательно развивалось высшее образование, по параметрам, отвечающим нашей национальной идентичности», — отметил председатель Комитета Госдумы по науке и высшему образованию Сергей Кабышев.
Ректор МГУ им. М.В. Ломоносова Виктор Садовничий также отметил достигнутые за 2024 год результаты.
«Для нас главное — удержать нашу систему образования на высоком научном уровне с абсолютным доминированием фундаментальности и междисциплинарности. Я поддерживаю все те идеи, которые помогают нашим университетам активно развиваться», — сказал он.
По материалам Минобрнауки России