Алексей Кривенков: «Я осознанно выбрал техническую специальность»25.06.2025 15:41
— Алексей Олегович, вы серебряный призёр. Расскажите о своём участии в конкурсе, поделитесь впечатлениями. Вы ожидали такого результата? С каким проектом выступали? — Мой проект был посвящён созданию композиционных материалов нового типа, в частности стойких к высокоскоростному ударному воздействию. Награждение победителей прошло 15 апреля на базе Поволжской Высшей школы интеллектуальной собственности (филиал) РГАИС. Областной конкурс «Инженер года» проводится Министерством экономического развития и промышленности Пензенской области ежегодно по трём номинациям: «Инженер-механик», «Инженер-программист» и «Инженер-электроник». Он нацелен на стимулирование интереса молодёжи к научно-техническому творчеству, пропагандирование интеллектуальных достижений, повышение инновационной активности инженерных кадров Пензенской области, участвующих в научноисследовательском и производственном процессах. Что касается вопроса: ожидаемо или нет? Я думаю, что ожидаемо. Потому что всё-таки разработка функциональных материалов, тем более таких востребованных, которые имеют хорошую перспективу применения, — хороший повод для того, чтобы ожидать, что займёшь достойное место. — Насколько лично для вас важно то, что вы вошли в тройку призёров? — Скажу больше: это важно не только для меня лично, но для кафедры в целом, потому что этот проект — разработка и труд целого коллектива, а не одного человека. Я думаю, это достижение для всей нашей кафедры. — Как долго шла работа над этим проектом? — Работали более двух лет. Наш научный проект финансировался заказчиком в рамках НИОКР. Мы получили экспериментальные образцы, провели комплексные исследования свойств и подтвердили, что эти материалы могут использоваться в качестве защитных. То есть бронематериалов. — Алексей Олегович, почему в своё время вы выбрали именно инженерное направление? Чем оно показалось вам интересным? Чем привлекло? — Наверное, это идёт из семьи. Мой отец работал на предприятии. И у меня даже мыслей не возникало пойти в экономисты или менеджеры. Я осознанно выбрал техническую специальность. В школе сдавал экзамены по профильным предметам, чтобы поступить на наш факультет в ПГУ. Тогда он назывался ФАМ — факультет автоматизации машиностроения. — Алексей Олегович, развейте миф: в нашей Пензе реально получить хорошее инженерное образование или надо всё-таки куда-то ехать? — Уезжать за образованием, считаю, не нужно. У нас хорошая школа, опытные преподаватели. Тут многое зависит от самого студента на самом деле. Параллельно с учёбой в ПГУ можно заниматься наукой, творчеством, можно посещать интересные и полезные мероприятия, которые проводят в других вузах, в других городах. Вполне можно активно самому развиваться. Всё возможно, я считаю. — А пока вы сами были студентом, занимались самообразованием? — Когда я учился, устроился работать инженером на предприятие — ПО «Старт» в Заречном. По окончании университета поступил в аспирантуру. Потом решил остаться преподавать в вузе. — Почему же вы оставили промышленное производство и пошли в науку? — За это нужно благодарить моих наставников. К примеру, мой научный руководитель вовлекал нас, молодёжь, в эту интересную разноплановую работу. Мы ездили на полигоны, занимались сваркой взрывом и различными другими направлениями, формировали МДО-покрытия и так далее. Понимаете, на заводе трудишься в одном, узком направлении. А в вузе я решаю различные производственные задачи. Так, мы работали с предприятиями Пензы и других регионов, например ПТПА, НИИФИ, НИИЭМП, Криогенмаш (Московская обл.). Разрабатывали оборудование и технологии получения функциональных покрытий микродуговым оксидированием, разрабатывали композитные материалы под требования заказчика. Мне интересно развиваться именно в научной сфере. — Каким образом, на ваш взгляд, можно заинтересовать молодых людей в том, чтобы они шли в инженеры? Как привлечь их в эту профессию? — Я думаю, что прежде всего нужно обеспечить молодым специалистам достойный уровень заработной платы и, соответственно, возможность трудоустроиться сразу по окончании вуза. Это и будет необходимым стимулом. В этом случае молодёжь будет с удовольствием поступать на инженерные факультеты и стремиться получать новые знания. — Чем вы увлекаетесь? Занимаетесь каким-то интересным делом помимо работы? — Ну как вам сказать... Университет занимает достаточно много времени. А так я вообще лыжи люблю. Летом — прогулки на свежем воздухе, рыбалка. Путешествия, экскурсии... Предпочитаю активный отдых, в общем. — Расскажите об опыте участия в проектах за пределами Пензы. — Несколько лет назад мы с коллегами стали резидентами «Сколково» и выполняли ряд интересных научных проектов. Они также посвящены разработке композиционных материалов, которые устойчивы к высокоскоростному ударному воздействию. Мы занимались разработкой, созданием и испытанием данных композитов. Тема разработки закрытая из-за особой значимости, поэтому не буду раскрывать подробности. — Какую научную литературу можете посоветовать студентам в качестве обязательной? Какая книга должна быть у них настольной? Что порекомендуете? — Однозначно ответить сложно. Потому что инженерное направление очень обширно и включает в себя разные дисциплины, предметы. Рекомендовать какойто один конкретный учебник или справочник мне кажется не совсем корректным. Нужно уметь в совокупности пользоваться технической литературой, ГОСТами и нормативными документами. И слушать, что говорит преподаватель. Принимать во внимание его советы и рекомендации. — За 20 лет, что вы преподаёте в вузе, как поменялись студенты? Можете сравнить поколения своих учеников? — Во все времена были прилежные и усердные студенты и те, кто поступил в университет только ради «корочек». Я, например, собираю толковых ребят с разных курсов, привлекаю их к научным разработкам. Студенты нашей кафедры под руководством своих педагогов выигрывали конкурсы студенческих стартапов, становились победителями «Ректорских грантов», участвовали в различных научных проектах, выставках, конференциях и олимпиадах. Также мы совместно с ребятами проводим научные исследования, публикуем научные статьи. Я думаю, что в любой группе есть толковые и целеустремлённые молодые люди. Просто надо найти к ним подход. — У вас получается? — Почти всегда. — Вы строгий преподаватель? Разрешаете на экзаменах списывать, пользоваться шпаргалками? — Если студент хороший, старательный, то почему бы не позволить ему пользоваться своими конспектами? — Конкурс «Инженер года» позади. Над чем работаете сейчас? Каков следующий серьёзный и важный этап? — В данный момент оформляю два проекта со студентом и своим аспирантом. Это молодёжные стартапы. Первый направлен на получение лёгких композиционных высокопрочных материалов. Второй — разработка технологического оборудования для микродугового оксидирования материалов, то есть для формирования функциональных покрытий на различных металлах и сплавах. В научно-производственной сфере сотрудничаем с д. т. н., профессором Леонидом Борисовичем Первухиным. Он известный учёный, но занимается не только наукой, но и производственными процессами в области сварки материалов взрывом. Уже разработаны технологии, которые позволяют получать конкретные, в ряде случаев уникальные, изделия с помощью сварки взрывом. Мы вместе с ним участвовали в интересных научных проектах. Также активно взаимодействовали с Ульяновским, Тольяттинским, Волгоградским университетами, делились с ними своими научными разработками, технологиями. Для различных предприятий, например АО «Криогенмаш» (Московская обл.) и различных других организаций, разрабатывали технологическое оборудование и технологии микродугового оксидирования. Беседовала Дарья ШМЕТКОВА |