Преподаватели историко-филологического факультета провели вебинар для учителей-словесников

10.11.2025 16:55

7 ноября заведующий кафедрой «Русский язык и методика преподавания русского языка» Инесса Родионова и доцент кафедры «Литература и методика преподавания литературы» Лариса Перепелкина провели вебинар для учителей русского языка и литературы на тему «Типичные ошибки, допущенные в итоговых сочинениях, и пути их предупреждения».

Выступавшие соотнесли ошибки выпускников с критериями их оценки. 

По словам Ларисы Перепелкиной, школьники не всегда точно понимают формулировку темы сочинения, в связи с чем недостаточно внимания уделяют ракурсу постановки вопроса. В сочинении важно не уходить от точного ответа на вопрос темы и не расширять её до рамок тематического направления. Преподаватель обратила внимание на неумение выпускников выявить ключевые слова в формулировке вопроса, в то время как грамотно выделенные ключевые слова позволят пишущему направить рассуждение в правильное русло и не уйти от темы сочинения. Кроме того, школьники часто показывают нечёткое понимание терминов или нравственно-психологических понятий в формулировке избранной темы. В целях предупреждения подобной ошибки рекомендуется на этапе подготовки к сочинению работать со словарями разных типов.

Лариса Перепелкина обратила внимание слушателей на возникающие у школьников трудности в формулировании главной мысли высказывания и в последовательном доказательстве её в главной части сочинения, на неудачный подбор литературного материала для аргументации и неумелое включение его в текст сочинения, на случаи искажения литературных текстов и фактические ошибки в сочинениях выпускников, на отсутствие смысловых связей между основными частями сочинения, на непродуманность композиции и логические ошибки.

Выступление Инессы Родионовой было посвящено речевым и грамматическим ошибкам в сочинениях школьников. Она рассказала о неточности употребления наречий «по-разному» и «по-своему», о неоправданном использовании канцеляризмов и штампов, об излишней образности в работах учеников, об особенности употребления местоимения «свой», о неуместном использовании в одном предложении фамилии автора и слова «автор», а также об ошибках в предложениях с деепричастным оборотом. Преподавателем были предложены задания для школьников, направленные на предупреждение названных и других ошибок в итоговых сочинениях.