Студенты ПГУ — призеры конкурса по правовому просвещению в области прав человека в современных условиях
Студенты Юридического института Пензенского государственного университета Валерия Пенкина и Владимир Фомин стали призерами II открытого Конкурса научно-практических работ «Правовое просвещение в области прав человека в современных условиях: взгляд молодого ученого».
В дистанционном формате подвели итоги масштабного конкурса, где молодые исследователи представили свои работы по актуальным вопросам прав человека. В круглом столе приняли участие эксперты, научные руководители и Илья Чечельницкий — руководитель рабочего аппарата Уполномоченного по правам человека в РФ и председатель Молодежного совета.
Среди победителей и призеров — представители ПГУ. Вуз в финале конкурса представили студенты Юридического института: Владислав Котышов, Валерия Пенкина, Владимир Фомин, Кирилл Царев, Владислав Чернов.
Инициаторами проведения научного мероприятия выступили: Молодежный совет при Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации при поддержке рабочего аппарата Уполномоченного по правам человека в РФ, кафедра теории и истории государства и права и студенческая научная лаборатория «Проблемы теории государства и права» при кафедре теории и истории государства и права Юридического факультета Казанского (Приволжского) федерального университета, Юридический институт Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых, Молодежный общественный совет при Уполномоченном по правам человека во Владимирской области, редакционная коллегия Научно-практического журнала «Диалог».
В ходе участия в круглом столе эксперты оценивали активное и конструктивное участие в дискуссии, качество представления материалов, логичность и структурированность выступления, ораторские способности конкурсантов.
2-е место занял Владимир Фомин, студент Юридического института, член Молодежного совета при Уполномоченном по правам человека в Пензенской области. Он представил научное исследование «Технология правового просвещения молодежи в разрезе института Уполномоченного по правам человека». Научный руководитель — канд. юрид. наук, доцент кафедры «Правосудие» Марина Байдарова.
«Доклад посвящен актуальной теме правового просвещения молодежи в контексте деятельности института Уполномоченного по правам человека (УПЧ) в Российской Федерации. В условиях современных вызовов — роста экстремистских настроений, распространения деструктивной информации в открытом цифровом пространстве и увеличения числа правонарушений среди молодого поколения — эта работа приобретает особую значимость», — поделился Владимир Фомин.
Основная цель исследования заключалась в анализе роли УПЧ как ключевого инструмента формирования правовой культуры молодежи. А также в разработке практических механизмов, способных усилить взаимодействие между государством, правозащитными институтами и молодыми гражданами.
«В центре внимания оказались технологии правового просвещения, включая информационные кампании, консультативную поддержку, мониторинг соблюдения прав и профилактические мероприятия. Особый акцент был сделан на Молодежных советах при УПЧ, которые выступают не только площадкой для диалога, но и действенным инструментом вовлечения молодежи в правозащитную деятельность», — продолжил студент.
Например, в Пензенской области создание такого совета в 2024 году уже позволило повысить уровень правовой грамотности среди студентов и сократить количество правонарушений. Этот опыт стал доказательством эффективности системного подхода, говорит Владимир Фомин.
Проведенный анализ выявил необходимость законодательных изменений. В частности, научный коллектив предлагает закрепить статус Молодежных советов в федеральных законах (№ 1-ФКЗ и № 48-ФЗ). Это обеспечит их создание во всех регионах страны, четко определит их полномочия и источники финансирования. Кроме того, важным шагом стала разработка концепции специализированного электронного ресурса — платформы, объединяющей молодежь, экспертов и представителей власти. Такой сайт позволит не только делиться знаниями, но и вести открытый диалог, повышая прозрачность и доверие.
Владимир привел конкретные цифры. Статистические данные подчеркивают остроту проблемы: по информации МВД за 2024 год, 74% правонарушений совершены учащимися и студентами, причем многие из них ранее уже привлекались к ответственности.
«Это подтверждает, что правовое просвещение — не просто образовательная задача, но и действенная мера профилактики. Лекции, форумы, интерактивные проекты, реализуемые при участии УПЧ, помогают молодым людям осознать последствия противоправных действий и научиться отстаивать свои права законными способами», — добавил призер.
Итогом работы стали выводы о стратегической роли института УПЧ в укреплении гражданского общества. Системное правовое просвещение, подкрепленное законодательными инициативами и практическими инструментами, способно снизить уровень социальной напряженности, повысить правовую культуру и обеспечить устойчивое развитие страны.
«Реализация предложенных мер — от создания Молодежных советов до цифровых платформ — открывает новые возможности для диалога между поколениями и формирования общества, где права и свободы каждого защищены, а законность становится нормой жизни», — уверен Владимир.
3-е место досталось Валерии Пенкиной. Она рассмотрела создание системы показателей для измерения уровня правовой культуры общества. Научный руководитель — канд. юрид. наук, доцент кафедры «Правосудие» Дарья Артёмова.
В своей работе Валерия рассматривает методы и инструменты для оценки уровня правовой культуры в обществе.
«В результате исследования удалось установить, что правовая культура общества зависит от множества факторов, включая образовательные программы, доступность правовой информации и активность гражданского общества», — поделилась Валерия Пенкина.
Научная группа выявила основные индикаторы, позволяющие измерять уровень правовой культуры: правовая грамотность, участие в правозащитных инициативах и восприятие правосудия.
«Эти данные могут быть использованы для разработки рекомендаций по улучшению правовой культуры и повышения правосознания граждан», — уверена студентка.
Лауреатами также признаны конкурсанты из Владимира, Иванова, Калуги, Воронежа, Нижнего Новгорода, Белгорода, Пензы.
Организаторы подготовили призы для участников, в том числе возможность опубликовать свою работу и пройти обучающий курс от PR-агентства «Козырь».