В ПГУ первыми в России разработали способ оценки приверженности ЗОЖ для школьников и создали компьютерную игру «Лабиринты»

30.05.2025 14:37

В подведомственном Минобрнауки России Пензенском государственном университете первыми предложили методику оценки приверженности здоровому образу жизни школьников 5–11-х классов. Исследователи также создали компьютерную игру «Лабиринты», пройдя которую, дети смогут узнать, относятся ли они к людям, соблюдающим ЗОЖ. В исследовании участвуют более 3,5 тысяч школьников, их родителей, учителей, медицинских работников Пензы и Пензенской области. Об этом рассказало Региональное информационное агентство Пензенской области. 

В настоящее время оценить свою приверженность здоровому образу жизни (ЗОЖ) в России могут люди, достигшие совершеннолетнего возраста (18 лет). Для этого все желающие могут рассчитать свой Индекс приверженности ЗОЖ (Health Behavior Index). Он включает в себя такие показатели, как регулярная физическая активность, здоровое питание, отказ от вредных привычек и профилактика заболеваний.

Специального инструментария, ориентированного на детей, не существует.

В Пензенском государственном университете научному коллективу — д-р мед. наук, профессор кафедры «Гигиена, общественное здоровье и здравоохранение» Валерий Васильев, ассистент кафедры «Общая биология и биохимия», главный специалист Института регионального развития Пензенской области Евгений Васильев, студент Медицинского института Илья Белов — первому в России удалось разработать такой инструментарий для школьников 5–11-х классов.

Метод (способ) включает комплексную оценку шести компонентов образа жизни: физическую нагрузку средней и тяжелой интенсивности, преимущественно с аэробной нагрузкой, продолжительность проведения времени за экранами гаджетов, ежедневное потребление овощей и фруктов, продолжительность сна, отсутствие вредных привычек (курение и употребление алкоголя).

Их выявил опрос, проведенный среди школьников 5–11-х классов и их родителей, учителей, медицинских работников Пензы и Пензенской области. Анкетирование прошли более 3,5 тысяч человек.

По данным опроса зарегистрировано четыре государственные базы данных и две программы для ЭВМ.

Сбором информации занимались члены Студенческого научного кружка «Гигиена общественного здоровья и здравоохранения» Медицинского института ПГУ под руководством Евгения Васильева.

«Опрашивали респондентов посредством онлайн-опросов, а также лично. В школы и медицинские учреждения мы направляли анкетные опросники. Вопросы были разнообразными. У родителей мы спрашивали, готовы ли они более усиленно формировать у детей ЗОЖ, довольны ли проводимой работой школ в этом направлении. Нам важно было услышать мнение учителей о роли школы как социального института в прививании здоровых привычек у детей», — поделился Валерий Васильев.

Теперь благодаря открытию ученых ПГУ каждый школьник с 5 по 11-й класс сможет оценить свою приверженность здоровому образу жизни. Кроме того, ребята получат рекомендации по изменению или сохранению поведения.

Опрос ученые предлагают респондентам (школьникам) пройти в интерактивной форме. В ПГУ создали обучающую компьютерную игру «Лабиринты». Пользователю предстоит отправиться в увлекательное путешествие по лабиринту здорового образа жизни, постепенно переходя из одного звена в другое. Игрок ответит на шесть вопросов. Они касаются повседневной жизни ребенка: его питания, физической активности, проведения досуга за экраном смартфона и других аспектов.

«Ученику будет интересно проходить игру. Интерфейс игры яркий и красочный. Она привлечет внимание и пятиклассников, и учеников старших классов», — уверен Валерий Васильев.

Первая станция в лабиринте предлагает ученику ответить на вопрос — «Достаточна ли ваша двигательная активность, связанная с аэробной нагрузкой средней и высокой степени тяжести». Отметим, выполненным этот пункт будет считаться только в том случае, если физическая активность у ребенка в сутки составляет не менее часа. Согласно рассчитанной формуле в физическую активность не входят пешие прогулки. Ребенок может считать себя активным, когда он занимается каким-либо видом спорта или проводит время за ездой на велосипеде, катается на роликах, коньках, бегает и так далее.

На второй станции школьнику предстоит оценить, сколько в сутки минут или часов он тратит на гаджеты (смартфон, компьютер, телевизор и другие).

«Во всем мире принято считать, если ребенок более двух часов в сутки тратит на гаджеты, можно сказать, что он ведет сидячий образ жизни. Это негативно влияет на его здоровье», — рассказал Валерий Васильев.

Из-за сидячего образа жизни, начиная с малых лет, у ребенка могут возникать боли в области спины, головная боль, нарушения функции органов зрения. Ухудшается самочувствие, может возникнуть также компьютерный зрительный синдром. Он сопровождается целой комбинацией симптомов.

«Детям нельзя проводить долгое время в одном положении. Время с телефоном летит незаметно, ребенок полностью погружен в гаджет. Нет динамических пауз, которые требуются для естественной потребности каждого ребенка в движении», — добавил ученый.

На третьей станции игроки вспоминают свой дневной рацион. Приверженцем ЗОЖ может считать себя тот, кто каждый день потребляет овощи, фрукты, ягоды и зелень. Четвертая станция установит продолжительность сна. Сон школьника, соблюдающего ЗОЖ, должен составлять не менее 8 часов.

Пятая и шестая станции входят в число самых важных. От них во многом в конечном итоге будет зависеть исход игры. Здесь школьник подтверждает или отрицает наличие вредных привычек — курения и употребления алкоголя.

Пройдя весь лабиринт, игроку выдается результат о его приверженности здоровому образу жизни: высокая, приближенная к высокой, низкая, абсолютно отсутствует. Ответы на вопросы рассчитает формула в автоматическом режиме, предложенная научным коллективом ПГУ.

Эти категории также были установлены и выведены благодаря проведенному опросу жителей Пензенской области.

Высокий вариант приверженности увидят те, кто выполняет первые четыре пункта и не имеет вредных привычек. Приближенная к высокой отобразится у игроков, у которых нет вредных привычек, и они соблюдают три компонента ЗОЖ. При низкой приверженности также должны отсутствовать пристрастия к курению и алкоголю, а также набрано не менее двух компонентов.

«Вредные пристрастия должны полностью отсутствовать. Если они имеются, то ребенок автоматически попадает под четвертый вариант, когда приверженность абсолютно отсутствует. И не важно, если он собрал все другие четыре компонента. Вредные привычки обнуляют весь результат», — сказал Валерий Васильев.

После определения варианта приверженности участнику игры также даются индивидуальные рекомендации по сохранению, чаще всего — изменению поведения.

«В игровой форме мы доносим до школьников, что нужно сделать, чтобы перейти в категорию выше. У ребенка появляется стимул, появляется соревновательный момент между учениками. Так мы мотивируем детей менять свои привычки», — добавил ученый.

Научная группа продолжает исследование. В планах — апробировать игру в базовых школах Института регионального развития Пензенской области.

На обучающую компьютерную игру также получено государственное свидетельство о регистрации программы для ЭВМ.

» Последнее в рубрике:
30.05.2025 14:37 В ПГУ первыми в России разработали способ оценки приверженности ЗОЖ для школьников и создали компьютерную игру «Лабиринты»
30.05.2025 09:16 Ученые СКБ «Элтран» ПГУ представили доклад на международной конференции «Пром-Инжиниринг» в «Сириусе»
30.05.2025 08:58 Преподаватели и студенты Института международного сотрудничества ПГУ — участники V Костомаровского форума в Москве
30.05.2025 08:39 Будущий учитель информатики ПГУ Анастасия Евдокимова — призер Всероссийского конкурса научно-исследовательских работ
29.05.2025 11:39 В Институте международного сотрудничества ПГУ подвели итоги года
28.05.2025 16:29 РНФ начинает прием заявок по трем конкурсам, в том числе по отбору технологических предложений от квалифицированных заказчиков
27.05.2025 13:36 В ПГУ прошла IX ежегодная международная конференция «Актуальные вопросы химической науки и образования»
27.05.2025 10:16 Доклад аспиранта ПГУ Дмитрия Стенькина признан лучшим на Международной конференции «Ломоносов-2025»
27.05.2025 09:50 Студенты ПГУ — призеры конкурса по правовому просвещению в области прав человека в современных условиях
26.05.2025 15:47 Студент ПГУ Владислав Чернов выступил с научным докладом на форуме в Москве