День преподавателя высшей школы: призвание в двух измерениях
Врач Екатерина Костригина как педагог нового поколения
Синтез традиции и новаторства
В современном мире, где ценится узкая специализация, иногда встречаются подлинные универсалы. Их сила — в гармоничном синтезе разных областей. Екатерина Дмитриевна Костригина, старший преподаватель кафедры «Челюстно-лицевая хирургия» факультета стоматологии, — одна из них. Её профессиональная жизнь — это намеренное и точное совмещение трёх амплуа: практикующего врача-стоматолога, перспективного учёного и увлечённого педагога, который говорит со студентами на одном языке. Для неё это не распыление, а синергия: практика питает науку, наука обогащает преподавание, а энергия студентов даёт силы для всего остального.
Истоки: династия и осознанный выбор
Решение связать жизнь с медициной пришло к Екатерине не под давлением семейной династии, а естественно — выросло из детского интереса и осознанного стремления. Врачи в семье были разные: мама — врач-стоматолог, бабушка — лаборант-гистолог. Казалось бы, сценарий предопределён. Но на вопрос, не чувствовала ли она себя обязанной пойти по стопам родных, Екатерина Дмитриевна уверенно парирует: «Нет. Это было моё желание».
Ключевым моментом стала, как она сама это называет, «профориентация в реальных условиях» — возможность с юных лет видеть изнутри работу мамы. Привлекала не просто медицина, а именно стоматология — область, где врачевание сочетается с искусством, где можно дарить людям не только здоровье, но и красивую, уверенную улыбку. Родители поддержали осознанный выбор дочери. Блестяще сданные ЕГЭ, что на заре введения экзамена было серьёзным достижением, открыли перед ней двери Медицинского института Пензенского государственного университета. Она вошла в самый первый, исторический выпуск факультета стоматологии, состоявший всего из 22 человек.
Уроки мастерства: наставники, определившие путь
Своим становлением в профессии Екатерина Дмитриевна во многом обязана плеяде выдающихся педагогов и практиков, которые стали для неё не просто учителями, а ориентирами.
— Моими наставниками были настоящие профессионалы своего дела, — с теплотой вспоминает Екатерина Дмитриевна.
Особенно она выделяет Ларису Алексеевну Зюлькину, нынешнего декана, которая разглядела в молодом специалисте педагогический дар и пригласила её на кафедру.
Большое влияние на неё оказали и хирурги, привившие любовь к самой сложной части профессии.
— Дмитрий Юрьевич Зиновьев, кандидат медицинских наук, доцент, тогда главный врач Городской клинической больницы скорой медицинской помощи им. Г. А. Захарьина, вёл у меня пары по хирургии. Медея Михайловна Оленникова, представитель известной династии челюстно-лицевых хирургов, стала примером высочайшего профессионализма и преданности делу. Эти люди не просто учили — они зажигали, — продолжает Екатерина Дмитриевна. — Благодаря этим уникальным людям, которые искренне любят своё дело и науку, я по-настоящему увлеклась профессией.
Двойной код: врач и юрист
Окончив вуз, Екатерина Дмитриевна прошла интернатуру, несколько лет проработала в городской стоматологической поликлинике, получая бесценный практический опыт. Однако на одном медицинском образовании она не остановилась и получила второе высшее — юридическое.
Этот шаг многим показался неожиданным, но для неё он был абсолютно логичным ответом на вызовы времени.
— Почему юридическое? Потому что это сейчас актуально. Юридическое образование врачу тоже очень полезно. Такой специалист понимает законность действий медицинских организаций, помогает разрешать конфликты между клиниками и пациентами, — объясняет Екатерина Дмитриевна.
Этот «двойной код» позволяет ей не только лечить, но и чётко ориентироваться в правовом поле современной медицины, а также транслировать эти знания студентам, готовя их к реальным профессиональным условиям.
Педагогика: быть на одной волне
Преподавание стало для неё настоящим призванием. Секрет невероятного контакта со студентами, которые сами выдвигают её на конкурсы и пишут трогательные слова благодарности, прост и сложен одновременно.
— Когда я впервые с волнением выходила на лекцию в качестве преподавателя, вспоминала своих наставников, то, как они учили нас, — рассказывает Екатерина Дмитриевна. — Со временем я поняла, что важно чувствовать аудиторию: шумят студенты или устали, какие у них эмоции в данный момент.
Её педагогический метод — это тонкий баланс между добрым юмором, который помогает разрядить обстановку, и принципиальной строгостью на экзаменах.
— На экзаменах я не делаю поблажек. Не потому, что я строгая, а потому что когда-нибудь эти ребята останутся один на один с пациентом. Как они будут работать в нестандартной ситуации? Смогут ли взять на себя ответственность? — рассуждает она.
Екатерина Дмитриевна делится ещё одним секретом успешной лекции: никогда не читает со слайдов, щедро разбавляет теорию живыми случаями из практики и всегда открыта для вопросов, даже в нерабочее время в мессенджерах. Кроме того, она читает лекции не только на русском, но и на английском языке для иностранных студентов.
Наука: зажигать идеи в молодых умах
Екатерина Дмитриевна не просто учит — она вовлекает в науку, превращая её из скучной обязанности в модный и увлекательный тренд. Под её руководством студенты выигрывают престижные гранты, такие как «Студенческий стартап» и «Умник», на суммы до миллиона рублей.
— Я пытаюсь донести до студентов, что наука — это модно, что ею нужно заниматься. А гранты — это не просто денежное вознаграждение, а трамплин, который позволяет поверить в свои силы, увидеть практическую ценность своих идей и сделать первые серьёзные шаги в большой науке, — говорит она.
Сама она — живой пример этого тезиса. На её счету 36 научных статей, в том числе работы в журналах категории Q1 и RSCI. Но настоящей гордостью являются патенты и реализованные проекты, один из которых имеет показательную историю.
Одна из самых ярких разработок родилась в разгар пандемии COVID-19.
— Меня натолкнул на идею прибор для измерения сатурации. Так появилась концепция «инструмента для перкуссии» — того самого метода выстукивания, которым врачи веками определяют границы лёгких, печени и других органов. Мы с одной из студенток создали инструмент в виде напальчника: по нему простукивают органы, а данные передаются на компьютер и выводятся в виде графика. Если график выходит за пределы нормы — значит, есть нарушение размеров внутренних органов, — объясняет педагог.
Этот проект, лежащий вне её основной специализации, стал прекрасным примером междисциплинарного мышления. За эту разработку команда получила грант «Студенческий стартап» в размере миллиона рублей, успешно его освоила и подала заявку на патент.
— Первый этап контроля пройден. Думаю, к концу ноября патент у нас будет, — с удовлетворением отмечает Екатерина Дмитриевна.
Другая запатентованная разработка, уже в русле её основной специализации, — «Ретрактор для направленной костной пластики». Этот инструмент облегчает работу хирурга при установке зубных имплантатов, разводя края раны.
Помимо этого, ею созданы учебные пособия, в том числе два на английском языке, а также учебно-методические разработки и рабочие тетради на русском и английском, которые активно используются в образовательном процессе.
Жизнь в режиме полного погружения
Удивительно, но в этом профессиональном водовороте находится место для полноценной личной жизни. Её супруг Дмитрий — военный. Сын Егор — ученик восьмого класса классической гимназии № 1, который уже проявляет интерес к химии и биологии и, возможно, продолжит медицинскую династию.
— Как и многим, мне не хватает времени в сутках. Поэтому приходится расставлять приоритеты, — с улыбкой замечает Екатерина.
Её день расписан по минутам: утро — студенты и лекции, день — приём пациентов в клинике, вечер — наука и семья. Но для неё это не тяжкое бремя, а источник энергии и гармонии.
— Я не представляю медицину без практики. Всю жизнь я практикующий стоматолог и надеюсь, что так будет всегда. Если Бог даст, я достигну успехов и в науке, но практику не брошу. Она для меня не в тягость, а в удовольствие, — говорит педагог.
Любовь к людям как главный рецепт
В конце беседы звучит, пожалуй, главный вопрос: каким должен быть настоящий врач?
Екатерина Дмитриевна, не задумываясь, отвечает:
— Врач должен постоянно учиться. И должен любить людей. Бумага многое стерпит, а человеку, пациенту, всегда важны хорошее отношение, знания и грамотность врача.
В этих немудрёных, но ёмких словах — вся Екатерина Дмитриевна Костригина, врач, впитавший знания своих наставников и с благодарностью передающий их дальше. Педагог, который не просто транслирует опыт, а заряжает энергией и любовью к профессии, наглядно доказывая, что быть грамотным, современным и по-человечески открытым — это и есть формула успеха в самой гуманной профессии на земле.
Алёна КУЛИКОВА,
«Университетская газета», № 8 от 13 ноября 2025






Версия для печати
